Московская городская организация Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи"
22 августа 2023
Взгляд молодежи: ценности и ориентиры молодого поколения Москвы

Почти половина столичной молодежи среди приоритетов выделяет финансовое благополучие. К такому выводу пришел Российский Союз Молодежи по итогам исследования ценностей и ориентиров российской молодежи, проведенного в апреле этого года. Вторыми по значимости ценностями молодое поколение города называет физическое и ментальное здоровье.

Исследование организовано в рамках проекта «Развитие с молодежью» при организационной поддержке Центра социальных исследований «14 — 35»  и грантовой поддержке Фонда президентских грантов. Участие в исследовании приняли молодые жители России в возрасте 14-35 лет в форме онлайн-тестирования по 4 тематическим направлениям: самореализация, жизненные ценности, социальная репутация и вовлеченность в деятельность общественных организаций. Дополнительной формой исследования выступили проектные сессии с участием молодежи.

По результатам исследования приоритетом столичная молодежь выбирает финансовое благополучие. Стоит отметить, что такие результаты отличаются от общероссийских трендов, где на первое место выходит семья. Наименьшую роль для респондентов столицы играет комфорт: такие показатели, как карьера и стабильность набрали 21% и 16% соответственно.

По данным опроса, самореализация — приоритет для трети представителей молодого поколения Москвы. Однако они нередко встречаются с трудностями: для 67% опрошенных главной проблемой стала нехватка денег. Помимо финансового положения, молодежь также отмечает время, связи и знания (50%, 29% и 22% соответственно). К тому же чем старше человек, тем больше у него наблюдается потребность в наставнике. Некоторые люди также обозначают возможность обучения как одну из проблем на пути к самореализации, но таких меньшинство — 10%, что говорит о доступности образования в городе.

Нередко в самореализации молодому поколению помогает участие в общественных организациях. Больше половины респондентов (62%) являются деятельными участниками общественных организаций. В основном их интересует посещение мероприятий (38%), участие в собраниях, дискуссиях и предложение идей для развития (29% и 22% соответственно). Интересно, что из тех, кто не принимает участия в общественных организациях, только 12% не проявляют желания участвовать в подобных группах. Такой процент вовлеченности молодежи показывает высокий уровень успешной социализации молодого поколения в столице.

Несколько сложнее обстоит вопрос с оценкой молодежью Москвы своих возможностей влияния на окружение. Только каждый десятый участник опроса смог уверенно заявить о себе как о лидере общественного мнения, в то время как каждый третий вообще затруднился ответить на этот вопрос.

Важным выводом исследования стал и тот факт, что молодежь Москвы готова развиваться и стремится к самореализации, хотя и не всегда осознает, каких ресурсов и условий не хватает для этого. Кроме того, молодое поколение понимает необходимость получения образования и формирования гибких навыков, которые в будущем помогут обрести финансовую стабильность, комфорт, а также иметь физическое и ментальное здоровье, что так им необходимо. Однако такие тенденции присущи не только столице: молодежь мегаполиса в тренде российской молодежи и порой даже задает современные направления молодому поколению страны.

 

Автор: Мария Изосимова

Вступай в РСМ!